Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Как сказал Василий Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. Существуют разные способы для развития мелкой моторики рук. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев
Цветок • Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении). • Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон). • Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок). • К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок). • И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении). • До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна). |
|
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать • Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки). • Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки). • Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук). • Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в сторону). • Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются). • А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков). • А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы). • А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы). • Очень (прижать к ладоням большие пальцы). • Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням). • И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя). |
|
Проснись - потянись Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола. Покажите мне ваши ладони. Широко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой — Иван, указательный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка. • Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть расставлены, плотно прижаты к крышке стола). • Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, потянулись(большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить). • Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки). Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обратном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижаты к столу. |
ОРИГАМИ
Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно. |
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). |
ТЕАТР ТЕНЕЙ
Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. |
ИГРЫ С БУСИНАМИ, ПРИЩЕПКАМИ, ПУГОВИЦАМИ (СЕНСОРНЫЕ КОВРИКИ) - это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.
Пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», «Найди игрушку», «Чудесный сундучок», «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш».
|
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
- мозаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.