Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижний Новгород, Ленинский район, переулок Райниса, дом 3а
Тел.: 250-91-64
E-mail: ds103_nn@mail.52gov.ru

Консультация "Развиваем мелкую моторику рук"

Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Как сказал Василий Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.  Существуют разные способы для развития мелкой моторики рук. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев

 

          Цветок

• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

• Но   к   полудню   ближе (ладони отходят   друг   от   друга,   подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

• Раскрывает лепестки,  красоту их вижу (кисти рук у запястья соедине­ны,   а  пальцы   плавно  расходятся  в разные стороны, напоминая раскрыв­шийся цветок).

• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы   сомкнуть   —   нерас­крывшийся цветок).

• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

 

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать

• Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).

• Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).

• Это   Ваня (показывают   большие пальцы обеих рук).

• Самый сильный, самый толстый и большой (большими   пальцами   пока­чивать из стороны в сторону).

• Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы оста­ются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).

• А Сергей,  он самый длинный,  и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).

• А   Матвей, он безымянный,   он избалованный   самый (выводят   безы­мянные пальцы).

• А  Никита, хоть и  мал (вывести мизинцы).

• Очень (прижать к ладоням боль­шие пальцы).

• Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные   пальцы   на обеих руках, прижать к ладоням).

• И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вы­вернуть кисти рук от себя).

 

Проснись - потянись

Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.

Покажите мне ваши ладони. Широ­ко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой — Иван, указатель­ный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка.

• Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть рас­ставлены, плотно прижаты к крышке стола).

• Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, по­тянулись(большие пальцы обеих рук поднять как можно  выше от стола, кисти напряжены; опустить).

• Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).

Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обрат­ном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижа­ты к столу.

ОРИГАМИ 

  Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

  Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». 
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).

ТЕАТР ТЕНЕЙ

  Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.  

ИГРЫ С БУСИНАМИ, ПРИЩЕПКАМИ, ПУГОВИЦАМИ (СЕНСОРНЫЕ КОВРИКИ)  -    это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.

 

Пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», «Найди игрушку», «Чудесный сундучок», «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш».

 

 Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

- рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

-  мозаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

 

 

 

Размер текста:
  • А
  • А
  • А
Цветовая схема:
  • A
  • A
Изображения:
  • Показать
  • Скрыть
Для слабовидящих